Если я чем-то на тебя не похож,
Я этим вовсе не оскорбляю тебя,
А, напротив, одаряю.
Антуан де Сент-Экзюпери
Мы живем в обществе, где нас тысячи людей. Все мы разные, не похожие друг на друга. У каждого из нас свои интересы, желания, цели. Хочется поговорить о воспитании толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии.
Толерантное воспитание нужно начинать с младшего возраста, учить их быть доброжелательными, уважительными друг к другу. В этом воспитании должны принимать участие родители, учителя школы и другие образовательные учреждения.
Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья.
Для того, чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, родители сами должны быть готовы к проявлениям толерантности.
Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений.
Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Презрение к инвалидности и другие предрассудки, могут быть объяснены так, чтобы у детей развилось сочувствие (сопереживание), и они смогли бы осудить дискриминацию и привлечь к себе тех, кто чувствует себя изгоями, поддерживая их в классе и вне школы. Маленьких детей можно обучить этому, опираясь на их чувство справедливости.
Большая роль в воспитании толерантности принадлежит семье, именно, какие отношения сформированы между членами семьи, как относятся к ребенку, зависит его самооценка, отношение к окружающим. Чтобы ребенок мог стать толерантным человеком, родителям надо научить его с уважением выслушивать любую точку зрения, перестать делить мир на два лагеря "свои" и "чужие", научить защищать свои убеждения без применения насилия, учить выслушать другого человека.
Известно, что семья формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка. Именно, с семьи и начинается формирование толерантности, которое должно рассматриваться не как синоним словам «терпимость» и «терпение», а как уважение, принятие и признание того, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям, и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Нормативные документы в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по ссылке >>>
Эффективная ранняя помощь, доступная детям с тяжелыми множественными нарушениями развития - ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" - ссылка на сайт организации
Реализуемые программы с детьми ОВЗ
№ п/п |
Наименование АООП/АОП |
Количество обучающихся |
1 |
АООП НОО обучающихся с ТНР по Варианту 5.1 ФГОС НОО ОВЗ |
21 |
2 |
АООП НОО обучающихся с ТНР по Варианту 5.2 ФГОС НОО ОВЗ |
1 |
3 |
АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития по Варианту 7.1 ФГОС НОО ОВЗ |
25 |
4 |
АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития по Варианту 7.2 ФГОС НОО ОВЗ |
11 |
5 |
АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся по Варианту 2.1 ФГОС НОО ОВЗ |
1 |
6 |
АООП НОО с нарушениями опорно-двигательного аппарата по Варианту 6.2 ФГОС НОО ОВЗ |
1 |
7 |
АООП образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью по Варианту Пр. 1599.1 ФГОС НОО ОВЗ (ИН) |
2 |
8 |
АОП ООО обучающихся с расстройствами аутистического спектра |
1 |
9 |
АООП образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью |
3 |
10 |
АООП ООО обучающихся с ТНР
|
2 |
11 |
АООП ООО обучающихся с задержкой психического развития |
6 |
Итого |
|
73 |
Условия обучения
Социальные льготы
- Социальная поддержка детей с инвалидностью (льготы)
- Перечень документов для начисления денежной компенсации. Файл
- ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СЛУЧАЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИМИ ПОЛНОЙ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ДО ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ, РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЗА ПОЛУЧЕНИЕМ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ВЗАМЕН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕСПЛАТНЫМ ГОРЯЧИМ ЗАВТРАКОМ И ГОРЯЧИМ ОБЕДОМ. Файл
Советы психолога для родителей и педагогов при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья>>>